Учитель рисования

Так назвал свой цикл арт-встреч со школьниками новосибирский художник Александр Шуриц. Однако его цель не научить ребят рисовать, а научить видеть, понимать и ценить живопись. Метод, который он для этого выбрал, можно вполне  признать экстравагантным. Мастер сам рассказал о нём.
 
– Мне как-то довелось побывать в парижском музее изобразительных и прикладных искусств дэ Орсе, и там я увидел такую сценку. У висящей на стене картины Эдуарда Мане «Олимпия» сидят на полу школьники: мальчики, девочки, по возрасту, примерно, девять, десять лет, слушают рассказ учительницы об этой картине и, нисколько не смущаясь, пытаются нарисовать обнажённую «Олимпию». Рисуют, как могут. Карандашами. В обычные школьные блокноты. 
Этот урок в выставочном зале всемирно известного музея, возле шедевра живописи, в такой неформальной атмосфере мне показался замечательным, и я задумал организовать нечто подобное здесь.
Потом, опустившись на землю в Новосибирске, я осознал, что не всё у нас так просто, как в музее дэ Орсе. Во-первых, никто мне не позволит демонстрировать школьникам на уроке картину, на которой изображена обнажённая женщина. Пусть даже будет эта картина самая шедевральная. А во-вторых, и в главном, в Новосибирске нет живописных полотен мирового значения. Они все там: в Париже, Риме, Амстердаме, Берлине, Москве, Санкт-Петербурге…  Думай, Шуриц, сказал я себе, думай. 
 

 
Беда ведь вот в чём. Наши учащиеся, хоть каких классов, не знакомы даже с самыми знаменитыми произведениями изобразительного искусства. Или знакомы очень плохо, поверхностно. Это серьёзный пробел в эстетическом воспитании и образовании школьников. Нет, правда. Они могут видеть плохенькие репродукции шедевров на открытках, в учебниках, в лучшем случае на арт-постерах или телевизионных экранах. Впечатление совершенно не то, можете мне поверить. И вот что я придумал.
Нужно отпечатать с очень хорошим качеством на баннерной плёнке точную копию картины. Сегодня технологии такое позволяют. Отпечатать её в натуральный размер. Поместить в раму. Повесить в выставочном зале при правильном освещении. 
То есть максимально приблизить впечатления, ощущения зрителя к тем, которые он испытывает, когда рассматривает оригинал. Потом пригласить школьников и провести урок, рассказывая об истории создания шедевра, о его достоинствах, об авторе картины. Во всём этом мне пошёл навстречу новосибирский Городской центр изобразительных искусств. 
 

 
А начал я с самой известной картины в мире – «Джоконды» Леонардо да Винчи. Потом был «Ночной дозор» Рембрандта. В оригинале это огромная картина – триста шестьдесят три на четыреста тридцать семь сантиметров. Пришлось репродукцию немного уменьшить. Она не помещалась ни на одной стене Городского центра изобразительных искусств. 
Судя по тому, с каким интересом восьмиклассники и девятиклассники рассматривали эти картины, с каким вниманием слушали мои комментарии и сколько вопросов задали, можно уверенно сказать, что желанный эффект был достигнут…
 
– Александр Давидович, а зачем на уроке школьникам обязательно пытаться нарисовать картину? Какой смысл? 
 
– Здесь тоже присутствует маленький секрет педагога. Пытаясь нарисовать картину, ребята лучше всматриваются в детали, начинают замечать не броские, но важные подробности шедевра, а, следовательно, лучше видят, лучше понимают и запоминают картину. Да и художника.
 

   

 
Наша справка: Александр Шуриц – признанный живописец. Его работы есть в отечественных художественных музеях и картинных галереях, а также за рубежом. Он в составе Союза художников России. Награждён Серебряной медалью Академии художеств Российской Федерации. А ещё он известен как педагог и эксперт-консультант по вопросам изобразительного искусства и эстетического воспитания молодёжи. Почти двадцать лет преподавал в муниципальной художественной школе №1.
 
 
Наша справка: «Олимпия» - картина Эдуарда Мане. Полотно, созданное в 1863 году французским импрессионистом Эдуардом Мане, считается одним из шедевров современной живописи. На Парижском салоне 1865 года картина стала причиной одного из самых больших скандалов в истории изобразительного искусства. Сегодня «Олимпия» находится в собственности французского государства и демонстрируется в экспозиции музея Орсе в Париже.
 

Иллюстрация от Интернет-радио «КЛАСС!»:  

Лучано Паваротти – О, Мари! О, Мари!

 

 
 
 
 
Владимир Пискарев, журналист.
 
Иллюстрации автора и сотрудников ГЦИИ